Название обители сформировалось из-за расположенной поблизости области, которую называли Перервой, что значило «поворот русла реки». Согласно преданию, начало монастыря было положено в 1380 г., во время Куликовской битвы. Однако первые документальные подтверждения существования на том месте церкви датируются XV в.
История обители
Во времена правления первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, на том месте стояла небольшая деревянная церковь в честь свт. Николая Чудотворца. Предполагается, что во время Смуты на нее совершали набеги поляки. Патриарх Адриан, не разделявший взгляды императора Петра Великого, объединил возведенные к тому времени храмы в один собор и освятил его в 1700 г.Во время правления митрополита Платона (Левшина) обитель претерпела значительных положительных изменений: открытие семинарии в 1775 году; создание трапезной для семинаристов; роспись третьего яруса колокольни, установка на ней часов; восстановление Успенской церкви; внутреннее оформление надвратного храма; возведение архиерейского дома; оборудование помещений для семинаристов и учителей.
Обитель получала много внимания со стороны архиереев. Она достраивалась и благоустраивалась. Кроме трудов над созданием хороших условий для семинарии проводились работы над реставрацией и построением храмов. В 1904 г. в монастырь был привезен Иверский образ Пресвятой Богородицы. Было решено возвести большой Иверский собор на 3000 человек, который сохранился до наших дней.
В 1928 г. в монастыре осталось три насельника, а сама обитель была практически закрыта. Советская власть была настоящей бедой для обители. С Иверского собора и Толгского храма снесли кресты и купола, на их крышах росли кусты. В храмах закрашивали и забеливали стенную роспись, заменили витражи обычными стеклами, закладывали боковые проемы. Храмы лишились своего внутреннего убранства. В Никольском соборе организовали склад, а затем завод. Из-за отсутствия ремонтных работ появилась угроза разрушения здания. Учебные корпуса отдали под жилье.
Никольский собор вернули РПЦ в 1991 г., а спустя три года – остальной комплекс. После длительной масштабной работы монастырь остается действующим, в нем постоянно служится литургия, функционирует воскресная школа и гимназия, духовная семинария. Сейчас это патриаршее подворье. Настоятелем обители является протоиерей Владимир Чувикин.
Создание Николо-Перервинской семинарии
Будучи человеком высокообразованным, митрополит Платон скорбел о низком уровне знаний у духовных пастырей, которые несли службу в многочисленных храмах России. В то время подготовкой священников занимались только два учебных заведения – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Их выпускников явно не хватало, чтобы удовлетворить потребности огромной страны. В результате духовным окормлением паствы подчас занимались люди, не имеющие специальных знаний.Чтобы по возможности исправить сложившееся положение, в 1775 году он даёт распоряжение учредить в Николо-Перервинском монастыре семинарию, которая в честь него с первых же дней стала именоваться Платоновской. Открыв новое учебное заведение, митрополит Платон до конца жизни не прекращает заботиться о его нуждах. Регулярно посещая монастырь, церковный иерарх детально вникает во все проблемы, связанные с ним, и не жалеет сил для их решения. Его попечение распространялось и на хозяйственные нужды, связанные с питанием и одеждой семинаристов, и на уровень преподавания.
Митрополит лично присутствовал на экзаменах и диспутах, проверял работы учеников и выставлял оценки. Его труды не пропали даром – с годами из стен семинарии вышла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей, и в течение тридцати девяти лет она давала духовных пастырей для многочисленных приходов бескрайней России.
Легенда о подземном ходе
Древнее предание гласит, что берега Москвы-реки соединены подземным ходом. Тайный вход в подземелье шел от Казанского храма в Коломенском до Николо-Перервинского монастыря. Он был создан для того, чтобы при необходимости у царя была возможность укрыться в обители на другом берегу.Местные жители знали об этом ходе. В 20-х годах ХХ века люди рассказали эту легенду археологу Стеллецкому, который изучал тайны старой Москвы. Ученый нашел два коридора из алтаря Казанского храма, которые вели в подвал. Но работы над изучением ходов остановили уже в 30-х годах, так как археологические раскопки у стен храма грозили его разрушением. Подземный ход под рекой до сих пор остается неизученным.
Открытие приходского и уездного училища
В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах. В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них. Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».
Архитектурные особенности
Главным строением на территории обители является Никольский храм. На его месте раньше стояли три каменные церкви, построенные в XVIII ст. Усилиями патриарха Адриана они были объединены в часть большого собора. Строительство заняло порядка четырех лет.На юго-восточной стороне близко к храму высится колокольня. Ее высота практически соответствует таковой храма. В 1767 г. мастера расписали трети этаж, выполнили ряд серебряных клейм. В сохранившихся документах XIX века указано, что восточная часть обители была отведена под кладбище.
На востоке от старого собора находится Иверский храм. Его возвели в начале ХХ ст. Здание настолько большое, что в нем одновременно может находиться до 3000 молящихся. На соборе красуется 16 синих куполов. Их видно очень далеко, поэтому по ним можно ориентироваться, добираясь в монастырь от станции «Прерва».
Над монастырскими воротами размещен храм в честь Толгской иконы пресвятой Богородицы. Его построили в 1733 г., но в 1924 г. безбожная советская власть разместила там клуб и столовую. А позже помещение переоборудовали под жилое.
Между монастырским огородом и рекой в 2014 г. поставили деревянный храм в честь Иоанна Богослова. Службы в нем совершаются редко. Обитель имеет ограждение только с востока, а с остальных сторон она ограничивается зданиями корпусов монахов и семинаристов.
Поэт на митрополичьей кафедре
Вошёл он в историю и своей литературной деятельностью – в частности, поэтической полемикой с А. С. Пушкиным. Хорошо известен его публичный ответ великому поэту на полные отчаяния и безнадёжности строки стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». В нём сетующему на пустоту и бессмысленность жизни Александру Сергеевичу владыка Филарет в высокохудожественной форме возражает, что не саму жизнь, и не Того, кто её нам даровал, следует упрекать в душевной пустоте, охватившей нас, а лишь самих себя, погрязших в суете и страстях. Выход, по его словам, заключается в обращении своих помыслов к Богу.Внутреннее убранство
За обителью закреплен статус патриаршего подворья. Монастырь обнесен оградой и имеет двое ворот. Кроме храмов на территории обители располагаются монашеские корпусы, хозяйственные постройки, детская воскресная школа, здания для семинаристов и архиерея, древние кельи патриарха. Обитель утопает в густой зелени.Соборы имеют богатые золоченые иконостасы. Большое количество окон в храмах дарит много света. Стены покрыты богатой росписью, окна украшены витражами. В оформлении Николо-Перервинской обители прослеживается несколько стилей – барокко, классицизм и модерн.
Экскурсионные программы
Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.
Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.
Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.
Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими: внутри не курят и не пьют; не проходят в ворота обители пьяными; под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка; если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.
Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.
Как добраться
Монастырь находится в Москве на Шоссейной улице. Район Печатники довольно уединенный. Обитель здесь оказалась окруженной железной дорогой, рекой и промышленной зоной.Удобнее всего доехать сюда на метро: от станции метро «Текстильщики» идут автобусы №703 и 161, маршрутное такси №38М. Ехать необходимо до остановки «Николо-Перервинский монастырь»; от станции «Печатники» до обители идет автобус №292. От платформы «Депо» курской Ж/Д можно дойти до монастыря за 15 мин.
Николо-Перервинский монастырь – уникальная обитель, хранящая тайны старой Москвы. Несколько веков назад на берегу реки стали возносить молитвы и проводить богослужения. Несмотря на тяжелое испытание коммунизмом, обитель остается духовным щитом русского православного народа.
Адрес
Шоссейная улица, 82с1, Москва, 109383