Решение о строительстве Главного храма Вооруженных сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» было принято в 2018 году.
Жертвователями стали 1217 юридических лиц, 94 360 граждан, в том числе 15 760 человек, приславших коллективные вклады. Еще 15 490 взносов поступило через SMS-сообщения. Среди жертвователей — первые лица государства, члены Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации, руководство Министерства обороны, ФСБ России, департамента военной контрразведки ФСБ, губернаторы и мэры, деятели науки, культуры и искусства, ветераны, священнослужители, другие российские и иностранные граждане, трудовые и воинские коллективы.
Величественный собор с большими золотыми куполами формирует пространство равнинного пейзажа. Расположение храма было выбрано неслучайно. Парк «Патриот» Одинцовского района Московской области — это, прежде всего, место ожесточенных боев за Москву в ноябре 1941 года. Он объединил на своей территории несколько военных музеев, спортивные сооружения и полигон для подготовки воинов, образцы вооружений и техники. Парк стал излюбленным местом отдыха молодежи. Это военно-патриотический парк культуры и отдыха не только для военнослужащих и их семей, но и для всех желающих.
Пропорции и размеры храма Воскресения Христова уникальны. Многие из них соотносятся с числами, связанными с Великой Отечественной войной и Великой Победой. Идея использовать в архитектурных пропорциях такие числа принадлежит министру обороны России Сергею Шойгу.
Высота храма вместе с крестом составляет 96 м. В 960 году родился Равноапостольный великий князь Владимир, в честь которого освящен Нижний храм. Диаметр барабана главного купола — 19 м 45 см. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола — 22 м 43 см. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов — 14 м 18 см — 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Высота звонницы — 75 м, именно столько лет прошло со дня Победы. Площадь мозаики в интерьере — 2644 кв. м, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы.
На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, 8 скульптур святых воинов, символизирующих такое же число кампаний Великой Отечественной войны и 12 больших многофигурных горельефов, повествующих об истории Руси и её воинства от времен её основания до водружения Знамени Победы над Берлином.
Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который добавлен металл из трофейного оружия вермахта. Полы храма, так же, как и крыльца, выполнены из чугунного сплава с переплавленными гусеницами танков и орудий гитлеровских захватчиков.
Храмовый комплекс в совокупности представляет синтез современных видов искусства: скульптура, живопись, мозаика, керамика, художественное литьё, витражи — гармонично сочетаются в едином ансамбле. В его создании ключевая роль принадлежала Автору проекта и Главному архитектору Дмитрию Михайловичу Смирнову, а также Художественному совету. Созданный по предложению Министра Обороны РФ С.К. Шойгу Художественный совет создаваемого храмового комплекса возглавил представитель Святейшего Патриарха Кирилла в Проекте, почетный академик Российской Академии художеств, протоиерей Леонид Дмитриевич Калинин – священник и профессиональный скульптор.
В состав художественного совета вошли скульпторы, живописцы и искусствоведы, непосредственное участие в его работе осуществлял Заместитель Министра Обороны, Начальник Главного Военно-политического Управления Минобороны России генерал-полковник Андрей Картаполов.
По решению Художественного совета храма к работе были приглашены именитые деятели искусств, академики Российской Академии художеств, Народные художники России: Сергей Андрияка, Салават Щербаков, Василий Нестеренко, а также выдающиеся церковные живописцы Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев.
В работе по созданию мозаичного убранства храма самое активное участие приняла Муромская фирма «Домострой» под руководством Алексея Николаевича Лаврентьева и его сыновей – Александра и Ильи. Они организовали выполнение почти 4000 кв.м. мозаики, которой украшены храмы Воскресения Христова и св. Равноапостольного князя Владимира в рекордные сроки — 10 месяцев. Несколько фасадных скульптур выполнялось в Студии военных художников им. М.Б. Грекова под руководством ведущих скульпторов Студии – Михаила Переславца и Дмитрия Клавсуца. Керамическое убранство Нижнего храма выполнено в мастерской «Паллада» под руководством Константина Лихолата, предметы из металла: паникадила, люстры. Подсвечники и алтарная утварь были отлиты в литейной мастерской «Кавида» под руководством Юрия Киреева, мозаичные композиции Нижнего храма, Крестильни и часть мозаик Верхнего храма исполнялись по эскизам Михаила Леонтьева и Дарьи Шабалиной.
У всех этих художников и мастеров была особая миссия — в художественных образах рассказать о славной истории России и её победоносного воинства, а также о самой кровопролитной для России и всего Мира войне 1941- 45 гг., закончившейся Великой Победой Советского Союза и войск антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и её сателлитами.
Особым великолепием и торжественностью отличается Верхний храм, посвященный Воскресению Христову — главному христианскому Празднику — Пасхе, утверждению вечной Победы Христа над смертью, открывшей всем верующим людям переход от временной, земной жизни в Жизнь Вечную с Богом, к которой причастны все воины, павшие за правое дело, за защиту своей Родины на полях сражений.
Центральная икона храма, установленная рядом с Главным алтарём – большой складень с образом Спаса Нерукотворного и, на створках киота, изображениями тех икон Богородицы, которые в различных войнах покровительствовали нашему воинству. Лик Христа ещё в Древней Руси изображали на хоругвях русского воинства, с которыми воины шли в бой. Даже доска, на которой написана икона, тоже напрямую связана с отечественной ратной историей. Ее основа собрана из лафета 8-футовой чугунной пушки 1710 года, которую подняли со дна Невы недалеко от домика императора Петра I в Санкт-Петербурге. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьём автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Образ обрамляют святые покровители Вооруженных Сил и наиболее почитаемые святые. 28 апреля 2019 года, после Пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя, этот образ Спаса Нерукотворного в присутствии Президента России Владимира Путина освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 30 апреля 2019 года Главную икону главного храма Вооруженных сил России Спас Нерукотворный привозили в воинские части и гарнизоны Минобороны России. Икона была принесена в 45 городов, 476 воинских частей, 54 православных храма. Общая протяженность маршрута, по которому перевозилась икона, составила более 42 тысяч километров. Поклониться образу «Спаса Нерукотворного» смогли более 800 тысяч военнослужащих, членов их семей и жителей городов России.
В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и Советско-японской войнах. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символизирует количество стрелковых дивизий, числившихся в Красной Армии к моменту окончания Великой Отечественной войны.
Одиннадцатиметровая барельефная икона Христа Воскресшего в главной апсиде собора создана скульптором Даши Намдаковым. Она представляет собой явление Воскресшего Христа, парящего над всем Миром в пространстве ночного неба над Святым Градом Иерусалимом и благословляющего человечество в первые, предрассветные часы Великой ночи Воскресения Христа – Бога. Скульптура прославляет центральное событие христианской веры и Истории человечества – Воскресение Христа, пришедшего в Мир ради спасения людей от их грехов и от духовной смерти, дающего всем надежду на жизнь Вечную с Богом.
В левой руке Христос держит Свиток тайны будущего Века – грядущего Царства Божиего. Величественная фигура Христа является главным Источником силы и света в центральной алтарной апсиде и центром внимания всех, входящих во храм и молящихся в нём. Это уникальное изображение, непривычное для глаза православного верующего, является безупречным с точки зрения иконописного выражения Образа Христа Спасителя.
Образ Спасителя, выполненный в высоком рельефе, безошибочно узнаваем, он канонично и иконописно передает ту Личность, через обращение к Которой молящийся не только обращается ко Христу как к человеку, как это могли делать Его современники, но и как к воплотившемуся Богу: к единой Личности, сочетающей в Себе и Божество, и Человечество нераздельно, но и не слитно.
Купол храма снаружи выполнен в виде шлема святого благоверного князя Александра Невского, с изображением на нем Архангела Михаила — предводителя Небесного воинства. Внутри купола, над молящимися, находится огромный, шестнадцатиметровый, сверкающий золотом мозаичный образ Спаса Нерукотворного, работы академика Василия Нестеренко, который являет собой древнюю Новгородскую икону — воинскую хоругвь XII века. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. Со времëн Древней Руси этот Образ традиционно помещался на знамëнах и штандартах, символизируя духовную защиту русского воинства. Ниже, в подкупольных парусах расположены четыре святых евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн со стоящими позади них символами: Ангела, Льва, Быка и Орла.
В сводах храма представлена своеобразная энциклопедия русской военной геральдики: они украшены многоцветными витражами с изображениями всех воинских орденов, включая награды как царского периода истории, так и советского времени. В Верхнем храме — четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: святой великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и артиллерии, святого апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота России, святого благоверного князя Александра Невского — защитника Сухопутных войск и святого пророка Илии — Небесного покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России.
Во всех четырёх малых алтарях Воскресенского Собора, художником Василием Нестеренко соединены Небесные покровители Отечества и его земные защитники. В западной части храма расположены хоры для певчих с осеняющей их пятнадцатиметровой мозаичной иконой Богородицы, призывающей Небесное воинство на помощь воинству земному для победы с врагом. На хорах возможно размещение певчих, численностью более 130 человек.
В киотах храма перед алтарями установлены иконы видов и родов войск, а по стенам представлены древние святыни — иконы XVII-XIX веков, подаренные собору благотворителями.
Нижний храм посвящен святому Равноапостольному Великому князю Владимиру, Крестителю Руси. К востоку от алтаря расположена Крестильня, в которой установлена украшенная мозаичными и хрустальными крестами Купель, состоящая из трех резервуаров с лестницами и подсветкой. Средний из резервуаров наполняется водой для её последующего освящения и крещения взрослых по церковному Чину – с полным погружением. В Крестильне также находится купель для крещения младенцев.
Интерьеры нижнего храма и баптистерия совершенно уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве как по количеству мозаик и керамического убранства в интерьере, так и по уровню их исполнения. Профессионалы высоко оценили исключительное качество фарфоровых деталей, а также декорацию свода, решенного в сочетании керамической мозаики и традиционной золотой смальты.
Особенно пластичным и эмоционально выразительным украшением храма являются барельефные обрамления Главного входа соборной колокольни, выполненные скульптором Даши Намдаковым в Древнерусских традициях. Это Главная композиция на фасаде колокольни – Спас Нерукотворный с ангелами, Центральные Врата с изображениями сверху вниз: Святой Троицы, иконы Божией Матери «Владимирская» и первыми, прославленными во святых русскими — святыми страстотерпцами Борисом и Глебом — на створках Главных Врат. С севера и юга колокольни изображены два всадника-воина – свв. Архистратиг Михаил и Георгий Победоносец, копьями поражающие драконов. Эти образы заимствованы с русских икон XVI века и переложены в барельефное изображение.
Величественные северные и южные Врата работы московских скульпторов В.Д. Шанова и Д.Д. Успенской формируют фасады храма, на них запечатлены битва за Сталинград, освобождение Севастополя, подвиг панфиловцев, оборона Москвы, водружение знамени Победы над Рейхстагом и другие известные эпизоды войны. Северные Врата посвящены началу войны до ее перелома, а Южные врата – Врата Победы.
На северных вратах на щите воспроизведены слова Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) из его послания от 22 июня 1941 года: «Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». На южных вратах в щите начертаны посвященные победе слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, сказанные им 9 мая 1945 года: «Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны. «Благословен еси, Боже, земли укротивый и погасивый огнь».
Нижний пояс стен храма снаружи украшен великолепными бронзовыми горельефами с историческими личностями, основателями и защитниками Отечества от св. князя Владимира до конца Великой Отечественной войны – водружения Знамя Победы над Рейхстагом и Парадом Победы 24 июня 1945 года, выполненными академиком Российской академии художеств скульптором Салаватом Щербаковым.
На восточной апсиде, снаружи Воскресенского собора, установлена уникальная объемная икона-складень Воскресения Христова (Сошествие во Ад), созданная их бронзы с применением золочения и эмалей, с полудрагоценными камнями. Складень работы Даши Намдакова будет стоять в закрытом виде в будние дни и открываться с особой церемонией перед воскресной службой. На створках киота изображены Архангелы, пронзающие копьями Льва и Змия, а внутри створок складня, рядом со скульптурой Воскресения Христа, помещены выполненные в рельефе иконописные изображения святых: Царя и псалмопевца Давида, св. Апостола Андрея Первозванного, св. Великомученицы Варвары и св. блгв. Великого Князя Александра Невского.
Напротив складня, на удалении 150 метров от алтарной апсиды, установлена бронзовая скульптура того же автора — «Мать Победителя», олицетворяющая понятный всем и каждому образ скорбящей матери, плачущей о своих сыновьях, не вернувшихся с полей сражений. Между величественным силуэтом Главного Воинского храма с Образом Воскресения Христова на алтаре и скульптурой «Мать Победителя» как-бы происходит вечный диалог, напоминающий о памяти павших, о невероятно тяжёлой Победе в войне и о Воскресении Христовом, как о Вечной Победе Бога над смертью. О будущей вечной и светлой памяти героев, сложивших свои головы за Правое дело защиты своей Родины.
Убранство колоколов, изготовленных на Воронежском литейном заводе, разработано на основе орнаментов, украшающих храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства. Вес ансамбля — более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн. 17 из 18 колоколов посвящены видам и родам войск. Самый большой колокол называется «Праздничный благовестник» и посвящен памяти всех, кто внес свою лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На его миниатюрах изображены Сталинградская битва, снятие блокады Ленинграда, взятие Берлина.
Смотровые площадки внутри и снаружи храма в уровне главного барабана позволяют обозревать всю территорию комплекса вокруг храма и интерьерные решения с высоты 50 м.
Трудившийся под руководством Министра Обороны России Сергея Шойгу коллектив Строительного комплекса Минобороны под руководством Заместителя Министра Обороны Тимура Иванова, многие подрядные организации и специалисты в рекордно короткие сроки создали Патриарший собор Воскресения Христова, строительство которого завершалось в период пандемии новой коронавирусной инфекции. По воле Божией даже стройплощадка стала местом подвига: строителей, архитекторов, художников, священнослужителей, которые ежедневно, рискуя своей жизнью и здоровьем, работали в условиях, приближенных к боевым и выполнили поставленную задачу. Они засвидетельствовали свое личное мужество и стремление служить Отечеству не жалея себя — так, как служили ему великие предки наши, воины Святой Руси.
В современном Мире Главный Воинский храм — это Храм Победы, духовный символ России, как Страны-Победительницы.
«Святейший Патриарх КИРИЛЛ, высоко оценив созданный огромным трудом и талантом многотысячного коллектива Главный Воинский храм России, принял решение о том, чтобы «лично возглавить Патриарший Воскресенский собор, быть его Настоятелем и иметь особое о нем попечение» (Освящении храма).
Патриаршие богослужения будут совершаться в Воскресенском соборе регулярно, в особо значимые Церковные и Воинские праздники, о чем на сайте Главного Воинского храма и Московской Патриархии будут размещаться специальные анонсы.
Первым ключарем Патриаршего собора Патриарх назначил своего викария — епископа Клинского Стефана, Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и Правоохранительными органами, на которого возложена особая обязанность совершать архиерейские богослужения в воскресные и праздничные дни, а также, в особо торжественные Дни Воинской славы».
Собор Воскресения Христова в парке «Патриот» для нынешнего и будущих поколений навсегда прославит величайшую победу жизни над смертью, мужество и героизм, самоотвержение и великие подвиги нашего народа в Великой Отечественной войне.
Адрес
Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации Патриот, Одинцовский городской округ, Московская область